Кёкусинкай каратэ – это эффективная система боевой и
психологической подготовки, созданная в пятидесятые годы японским Мастером
Масутацу Оямой. Кёкусинкай отличает атлетический, динамичный, по–настоящему
контактный стиль ведения поединка, сочетание физического и
духовно-нравственного воспитания, жизненная философия и оценка окружающего
мира. Именно такая широта понимания Кёкусинкай привлекает к нему различные слои
населения. Масутацу Ояма (Енг-И-Чой ) родился в 1923 году в Южной Корее. Он с
раннего возраста начал постигать азы воинского пути, начав с изучения
южно-китайской формы Кэмпо под названием «восемнадцать рук», и Корейского
направления рукопашного боя. После приезда в Японию, Ояма продолжает изучение
боевых искусств под началом сына Гичина Фунакоси (создателя стиля сетокан) Гиго
Фунакоси на базе каратэ Сетокан. За сравнительно небольшой срок обучения
получает 4 дан. Думается, что Гиго Фунакоси оказал немалое влияние на
становление Оямы как бойца, ведь именно в годы занятий сетокан, по-видимому, и
был заложен «фундамент» его мастерства. Следующим учителем Масутацу Оямы был Со
Нэйтю, мастер Гедзю-рю, воспоминавший: «Вскоре после открытия зала Камбукан
появился Ояма Масутацу. Его мне представил господин И осенью 1946г. Он был одет
в двубортное пальто и для того времени выглядел настоящим щеголем, представился
мне как Сай Мокко – «Сай-яростный тигр» и я подумал, что это его настоящее имя.
Лишь через некоторое время я узнал его подлинное имя». Как инструктору
Камбукана, Ояме был присвоен четвертый дан по Гедзю-рю. В дальнейшем Ояма
изучил еще несколько стилей: каратэ-дайто-рю, Айни-дзюцу. Наставником его был
известный мастер Есидо Котаро. В 50–е Ояму можно было застать в додзе Гедзюкан
в Токийском районе Асакуса, где после войны обосновался легендарный «Кот» Ямогути.
Можно считать, что Ямагути Гогэн – последний учитель Оямы. В возрасте 23 лет
Ояма Масутацу стал затворником в небольшом буддийском храме у подножия горы
Минобу в префектуре Тиба для жестких тренировочных занятий в полном
одиночестве, вдали от цивилизации. Было это в 1946 году, а после возвращения в
1947 году Ояма принял участие в большом турнире по каратэ и стал его
победителем. После этого в жизни мастера единоборств начался период неудач,
который продолжался два года. В 1949 году Ояма вновь отправляется на гору
Киесуми, где некогда жил буддийский монах Нитирэн, и в течение восемнадцати
месяцев живет отшельником, сведя до минимума контакты с внешним миром, все
время отдавая тренировкам. Спустившись с гор с новым, никому неизвестным
стилем, Ояма провел несколько показательных битв с бойцами из других
направлений и стилей единоборств, и во всех он одержал победу. Кульминацией
всего стали демонстрационные бои с быками в Тиба и Татэяма, где Мастер и
получил широкую известность. Однако эти поединки с животными вызвали суровую
критику в каратэистких кругах. Эта критика усилилась, когда в 1952 году Ояма
впервые выехал в США в составе профессиональной демонстрационной группы бойцов,
в которую его пристроил Усидзима Тацукума – основатель профессионального Дзю-до.
В то же время эта поездка была возможностью оповестить весь мир о своем
существовании, привлечь внимание к его личности. Так начиналось зарождение
нового стиля каратэ, у истоков которого стояли многие легендарные мастера
восточных единоборств. Со слов Иона Блюминга (одного из первых сподвижников
Мастера), рядом с Оямой всегда находился его друг и идейный лидер Кенжи
Куросаки, который отличался тем, что, приходя на тренировочные занятия в другие
Школы каратэ, вызывал на бой без правил чемпионов этого стиля, и жестоко
расправлялся с ними. Именно Кенжи Куросаки был одним из первых, кто поддержал
Ояму материально. В период рассвета и становления Мастера они, вместе с первыми
учениками, были едины, но после того, как популярность Кёкусинкай стала
прогрессировать, Ояме пришлось сделать выбор, в результате которого произошел
раскол мощной организации. Это дробление продолжается и по сей день. Суть
выбора состояла в следующем: до 1956 года в Кёкусинкай разрешались все мыслимые
и немыслимые удары запрещенной техники или, другими словами, запретной техники
ведения поединка не было вообще. Однако после того как самый жесткий стиль
каратэ приобрел огромную популярность, во многих странах появились запреты на
Кёкусинкай, связанные с «неспортивным ведением боя». По этой причине рост
«финансовой пирамиды» серьезно приостановился, и это заставило Ояму
пересмотреть технику поединка и создать правила, вводившие некоторые
ограничения и запреты (напр., атаки руками в голову), т.е. по сути организовать
спортивную деятельность Кекусинкай во всем мире. Многим единомышленникам Оямы
эта идея не понравилась, и они на основе Кёкусинкай создали новые направления,
такие как Ашихара каратэ, Син-канкутодзюцу-кекай, Шинзен каратэ, Будокай и др.
Реорганизованный Кёкусинкай остался, пополняясь все новыми талантливыми
мастерами, он выигрывал массовостью, интернационализмом, оздоровительным
эффектом, жесткой дисциплиной организации. Но Сосая Ояму ожидали новые
сложности: чтобы организация росла и процветала, нужен единый подход к базовой
технике обучения и единые требования к тестам (Кю, Дан ), а значит, программа,
без которой нельзя было продолжать развиваться. Первая многоступенчатая (с
10–го кю по 3–й дан) программа, с которой был полностью согласен Канчо, была
систематизирована Стивом Арнэйлом (9–й дан), в настоящее время являющимся
лидером Кёкусинкай (IFK), была впервые опубликована в СССР в 1991г. Д.Куком (в
настоящее время – лидер Европейского Ашихара каратэ). Но в Европе многие
мастера пользовались своими наработками вразрез с финансовой дисциплиной Оямы.
Был создан устав IKO –это стало еще одной из причин раскола организации. Для
наведения порядка Сосай лишает многих «непослушных» права преподавания
Кёкусинкай и выгоняет их из Хонбу и из организации IKO. В их число попали очень
талантливые сенсеи и бойцы: Стив Арнэйл, Иштван Адами, Александр Танюшкин,
А.Тэйлор и др., которые создали свои организации Кёкусинкай по всему миру. Из
всех восточных единоборств киокушин являлся одним из главных претендентов на
вступление в состав Международного Олимпийского Комитета (МОК), поскольку число
стран, официально признавших этот стиль каратэ, значительно превышает
необходимое для вступления в МОК. Но, сделав однажды попытку вступить в МОК,
Масутацу Ояма навсегда отказался от этой идеи, сказав при этом, что Кёкусинкай
– это часть национальной культуры Японии, а не спорт. Таким образом, пройдя
весь сложный путь становления от традиционного единоборства к стилевому
направлению спортивного каратэ, достигнув вершины самоутверждения, Ояма вдруг
резко повернул всю систему в обратном направлении, запретив уставом IKO и
профессионализм, и олимпийскую версию Кёкусинкай. 24 апреля 1994 г. Масутацу
Ояма скончался от рака легких. После смерти Канчо организация разделилась на
две ветки: собственно японскую и общемировую. Перую возглавил Мацуи –
неоднократный Чемпион Мира, вторую – Нишидо (впоследствии Мидори) – чемпион и
призер Чемпионата Мира. Два ученика Сосая Оямы не смогли поделить власть и
сохранить единство организации IKO.После раскола они долгое время судились за
официальное право называть именно свою организацию «Кёкусинкай», и только в
2004 году это право юридически узаконил Мацуи. В настоящее время высшим 10
даном по Кёкусинкай обладают несколько человек в мире – это патриархи
Киокушина, стоявшие у его истоков: Кендзи Курасаки, Ион Блюминг, Сигеру Ояма,
Ясухико Ояма. Но развитие Кёкусинкай продолжается: благодаря ученикам Ояма
Масутацу оно стремительно пополняется различными версиями и направлениями –
Мидори (Шин киокушин), Мацуи (Кекусинкай), Матсушима (Фул-контакт кекусин),
Рояма (Кекусинкан), Тезука (Киокушин Кай Канн), Асихара, Кук (Ашихара), Адзума
(Кудо), Блюминг (Будокай), Иравани (Шин-зен-кай), Арнэйл (Каратэ Кекусинкай
IFK)… Все эти направления имеют общую основу, отличаясь лишь некоторыми
аспектами в правилах соревнований, особенностями преподавания базовой техники.
Более подробно о развитии Кёкусинкай вы можете узнать из первоисточников:
очевидцев и участников создания этого уникального вида единоборств И.Блюминга
«От уличного хулигана до десятого дана», Р.Хацио «Моя жизнь каратэ».